Особенность полиграфии состоит в том, что загрузка типографий заказами во многом зависит от сезона года. К примеру, летом, заказов становится гораздо меньше, чем в пик полиграфического сезона: ноябрь – декабрь.
Себестоимость, а следовательно и цена заказа зависят оттого, насколько загружена типография. Причем, чем выше себестоимость заказа, тем, соответственно, должна быть выше и цена. Однако в нашей стране все получается наоборот. Летом загрузка типографий значительно снижается, и для того, чтобы иметь хоть какие-то заказы, типографии вынуждены снижать цены. Естественно, что типографии не только не получают прибыль, но, порой, работают в убыток, надеясь компенсировать его в период зимней загрузки.
Ноябрь-декабрь – пик полиграфического сезона. В этот период все типографии повышают цены. Эта мера является вынужденной, ведь им надо компенсировать период летнего снижения цен. Проблема сезонности, безусловно, создает для типографий много проблем, однако при умелом регулировании цены можно избежать проблемы сезонности. Значительной части типографий в период пиковой загрузки удается компенсировать недополученную прибыль или даже убытки периода летнего застоя.
Проблему сезонности типографии решают по-разному. Некоторые предпочитают заранее отложить часть прибыли и использовать ее в застойный период, некоторые прибегают к кредитованию, надеясь выплатить кредит в осенне-зимний период. Если типографии удается решить проблему сезонности, она может вполне благополучно существовать и развиваться. Гораздо проще производителям упаковки и этикеток. В этой отрасли проблема сезонности выражена гораздо меньше.
Период летнего простоя многие типографии используют для подготовки к пиковому сезону нагрузки: заранее печатают календарные блоки, готовые открытки и календари, ремонтируют оборудование или помещение типографии, отпускают в отпуск сотрудников.