Печатные материалы давно стали одним из привычных элементов нашего быта. Однако так ли необходимы нам все эти вещи? Производство 1 тонны бумаги требует в среднем 4 кубометра древесины. А если принять во внимание, какие химикаты используются для её производства и для изготовления чернил с компонентами на нефтяной основе, становится ясно, что полиграфия — не самое экологически безопасная отрасль. И так как обойтись без печатных изделий невозможно, всё большую популярность в мире приобретает экопечать. За рубежом она уже прошла путь от фантазий организаций защиты природы к практическому применению в масштабах крупных типографий и компаний-заказчиков.
Чернила
Экологически чистой можно назвать печать соевыми чернилами (около 25% типографий в США уже их используют) и печать красками на водной основе. Чернила на основе масла соевых бобов были разработаны в результате исследований Американской ассоциации прессы (NAA), которая первой в
1970 году ввиду повышения цен на нефть задалась нахождением альтернативы стандартным чернилам. Поиск оптимального состава занял более 10 лет, сегодня с его использованием печатаются около 90% газет в Соединенных Штатах.
Бумага
Частично или полностью рециклированной экобумагой может называться лишь продукт, при изготовлении (переработке) которого не был нанесен вред окружающей среде. Она пригодна для тех же целей — брошюры, визитки, календари и прочая листовая печать. Одно из отличий — цвет: бумага из вторсырья желтоватая, полностью рециклированная — светло-серая. Разумеется, это сказывается на результате, но не всегда это заметно. Порой невозможно предсказать как ляжет данный макет на подобную бумагу и приходится экспериментировать с дизайном макета.
Актуальность
Ведение бизнеса в стиле «эко» — отличная возможность для заказчика немного выделиться и в то же время поддержать принцип «зеленой» печати. В Украине движение «зеленого офиса» развивается с 2008 года: его участники, среди которых «Киевстар», «Галнафтогаз», ГК «Фокстрот», внедряют программы энергосбережения и рационального расхода бумаги, равно как использования вторсырья и экологически безопасной техники. Что касается полиграфии, то в сравнении с европейским гигантом Quad/Graphics с 12 000 сотрудников и развитой программой защиты окружающей среды, украинские типографии лишь «пробуют» себя в этой технологии. Тем не менее, заказать визитки, сумки, календари из переработанной бумаги и экологичной ткани не составит никаких проблем. И это даёт надежду на развитие тенденции экопечати.
Сложности
Кроме упомянутых отличий в цвете, офсетная экобумага европейских поставщиков имеет формат чуть меньше стандартных листов, для цифровой печати — примерно в 4 раза меньше. Использовать после неё больший размер листа уже нельзя — остаются белые полосы. Но главная сложность — убедить заказчика, почему ему нужна экопечать. Зарубежным коллегам подобрать аргументы проще — там процесс её внедрения длится более 30 лет, потому полиграфия из безопасных для природы материалов и дешевле (её стоимость практически равна обычной печати), и часто качественней.
Заключение
Возможно ли распространение тенденции «зеленой печати» в Украине? Да, и этот процесс уже идет. Стоит ли он того? Однозначно стоит. Из года в год всё больше людей приходит в офис типографии и с ходу просит визитки в стиле «эко». Для одних это, по сути, прихоть, для других — почти необходимость в работе с европейскими партнерами и желание показать свой бизнес с лучшей стороны, своё отношение к природе и её защите.