Современный рынок печатной продукции необычайно многообразен: это и деловая полиграфия, и рекламные печатные изделия, и упаковочная продукция, и книжно-журнальная полиграфия.
Традиционно, к книжно-журнальной полиграфии принято относить: книги, журналы, каталоги (брошюры).
1. Книги
Благодаря изобретению Гутенберга, производство книг стало более быстрым, легким и доступным. Значимость этого изобретения необычайно велика, так как оно способствовало повышению грамотности населения, повышению его образованности.
Тем не менее печать книг оставалась довольно дорогим и трудоемким процессом, осуществляемым с помощью технологии высокой печати. В 70-е года XX века получила широкое распространение новая технология – офсетная печать, а также фотонабор. Благодаря использованию офсетной печати, книги стали дешевле и доступнее. К тому же более совершенные технологии изготовления бумаги способствовали тому, что она стала дешевле и качественнее.
Книги стали изготавливаться с иллюстрациями, более удобочитаемыми стали шрифты, расширился и ассортимент книг, их полиграфическое исполнение. В настоящее время выбор книг различных авторов, разной тематики, оформления и ценовых категорий на печатном рынке очень широк. Правда, к сожалению, книги стали менее востребованы, чем раньше.
2. Журналы
Журналы являются многостраничной периодической продукцией. В настоящее время выпускается много различных журналов, ориентированных как на массовую аудиторию, так и на более узкую аудиторию читателей: научно-технические, производственные журналы. В журналах, как правило, размещается достаточно много рекламной информации, которая окупает значительную часть стоимости издания журналов.
Журналы представляют собой сфальцованные тетради, которые скрепляют клеевым способом или шитьем проволокой. Обложка журналов мягкая. Печататься журналы могут, в зависимости от тиража, как на ролевых офсетных печатных машинах, так и на листовых машинах.
Иногда крупные предприятия издают корпоративные журналы, которые, как правило, печатаются с помощью листовой офсетной печати.
3. Брошюры и каталоги
В настоящее время выпускается очень большое количество брошюр самого различного назначения: и учебных, научных, информационных, рекламных. Имеют подобные издания небольшой объем, и, в отличие от журналов не являются периодическими изданиями. Брошюры и каталоги печатаются по мере надобности на средства заказчика.
Брошюры и каталоги, как правило, имеют более низкий тираж, чем журналы и печатаются способом листовой офсетной печати или даже цифровой печати.
Брошюры, в зависимости от назначения, выпускаются многокрасочными или черно-белыми. Брошюры служат для представления фирмы или продукции на рынке. Каталоги содержат перечень продукции, ее краткое описание и цены. Брошюры и каталоги в комплексе способны полностью описать продукцию или услуги компании и наиболее полно донести информацию до потребителя.