Заказывая полиграфическую продукцию, вы часто слышите вопрос: “Какая цветность?” или сочетание цифр, как например: 1+0, 4+4…. Так что же это означает и какой ответ хотят от вас услышать?
Попробуем прояснить ситуацию с этим странным сочетнием цифр. Все достаточно просто, цифры означают цветность или красочность полиграфической продукции. Первая цифра означает количество цветов на лицевой стороне, а вторая – количество цветов на обратной. Цвет бумаги при это не учитывается.
Цветность изделия планируется до начала изготовления макета и ее изменение требует дополнительных усилий или затрат. Важно заранее определить будет ли содержание черно-белым или цветным, обложка будет цветная с двух сторон или внутренняя сторона останется белой. Описание цветности или красочности издания состоит из двух цифр и знака плюс, например: 1+1. Количество цифр равно количеству сторон листа бумаги – лицевая и оборотная, то есть цифр может быть только две, ни больше, ни меньше.
Для полноцветной красочной печати используется четыре краски соответствующих цветовой модели CMYK. Эта странная аббревиатура – всего лишь первые буквы названий цветов:
С – голубой;
М – розовый;
Y – желтый;
К – черный.
Из этих четырех цветов (плюс белый цвет бумаги) путем смешивания получаются все остальные существующие цвета. Именно этот набор красок используется в полиграфии для печатных машин.
1+0 = односторонняя печать одним цветом.
1+1 = двухсторонняя печать в один цвет.
4+0 = односторонняя цветная печать. В данном случае цифра 4 означает полноцветную печать, а именно использование в печати 4 цветов: голубой, пурпур, желтый, зеленый.
4+1 = цветная печать на одной стороне и печать черным цветом на другой.
4+4 = двухстороння полноцветная печать.
Если Вам нужно напечатать красочный журнал или буклет, укажите цветность 4+4 или полноцветная печать. Это значит, что для обеих сторон листа требуется 4 краски. Часто бывает нужно сделать цветной только одну сторону листа, а вторую оставить белой (например, обложку книги). В этом случае цветность будет 4+0 – на одной стороне четыре краски, другая просто белая.
Дополнительные цвета
Подавляющее большинство печатных машин использует только четыре краски, но самих полиграфических красок значительно больше. Десятки готовых красок различных цветов и оттенков продаются как обычные краски (в ведерках). Цвета этих красок обозначаются специальными номерами и называются PANTONE. Эти дополнительные цвета используются либо в декоративных целях, либо когда нужно получить совершенно определенный цвет при печати. Выбрать необходимый оттенок можно по вееру цветов.
Дело в том, что абсолютно точный оттенок какого-либо цвета практически невозможно получить путем смешивания основных красок. Сколько бы Вам не рассказывали про калиброванный монитор и цветопробу, единственный способ получить достаточно точный цвет – стоять рядом с печатником во время настройки машины и сравнивать оттенки цвета. Почему печатник не может сделать это сам? Потому, что он живой человек, цветовосприятие у всех разное, он не телепат и неправильно возлагать на него лишнюю ответственность. Даже качественная печать по макету требует большого мастерства.
Если Вы используете дополнительные цвета, то красочность печати может быть и 5+икс, и 6+икс. Количество дополнительных цветов ограничено только возможностями печатных машин. Подавляющее большинство машин печатает в четыре краски (то есть имеет 4 лотка для красок) и дополнительный цвет накладывается повторной печатью по уже отпечатанному листу (второй прогон). Передовые типографии покупают машины, которые печатают сразу в семь красок. Теоретически можно напечатать хоть в сто красок, вопрос только времени и денег, ведь каждый предыдущий слой должен просохнуть.
Часто в качестве дополнительных используют специальные краски, например, серебряную или золотую пасту, флюоресцентные краски. Они применяются для отделки обложек или представительских материалов. Если используется цветная дизайнерская бумага, то может понадобиться белая краска для текста.
Как правильно определить цветность издания
Цветность значительно влияет на стоимость издания. Полноцветное издание примерно в три раза дороже одноцветного (черно-белого). Стоимость – основное ограничение при выборе цветности. Почему так дорого спросите вы? Не столько из-за стоимости красок, сколько из-за дополнительной приладки машины и прогона бумаги.
Несмотря на огромные размеры печатной машины, она очень тонко настраивается. На первых отпечатанных листах изображение получается неаккуратным, смазанным из-за того, что краски неточно совмещаются при смешивании. Печатник прилаживает машину так, чтобы нужные цвета полностью совпадали. Изображение становиться четким, ярким. Процесс приладки происходит постепенно, печатник прогоняет через машину лист бумаги и рассматривает его через лупу. Если краски не совмещаются, он подправляет настройки машины и печатает следующий лист, и так до тех пор, пока не получит качественное изображение. Приладка занимает довольно много времени (это оплаченное рабочее время печатника и время простоя машины), при этом расходуется дополнительно от 300 до 500 листов бумаги.За это время типография может напечатать несколько одноцветных изданий, которые не требуют такой сложной приладки. Отсюда и стоимость. Сама же машина печатает быстро и ей все равно сколько используется цветов. Скоростные ролевые машины печатают со скоростью примерно 40 000 экземпляров в час.
Если стоимость издания не очень важна, то выбирайте цветность 4+4.
Использование дополнительных цветов и красок увеличивает время приладки и количество прогонов, поэтому тоже значительно влияет на цену. Необходимость использования дополнительных цветов определяет дизайнер в соответствии с поставленными перед ним задачами.
Если на некоторых страницах издания есть цветные иллюстрации, а на некоторых только черно-белый текст, все равно цветность будет 4+4. Чтобы снизить стоимость нужно сделать цветную вклейку отдельной тетрадкой, тогда основной текст можно посчитать как 1+1. Хотя, на наш вкус, такие вклейки больше портят издание, чем украшают, особенно если текст напечатан на дешевой бумаге., поэтому мы не советуем это делать, сокономя можно получить не слишком презентабельный результат. Уж лучше делать все издание черно-белым.
Самый распространенный способ экономии – сделать оборотную сторону обложки белой.
Цветность немного влияет на скорость изготовления издания. Красочное издание дольше печатается (из-за приладки) и дольше сохнет (если больше краски).
И самое главное, не пытайтесь ускорить эти процессы. Даже если типография (безответственно) пойдет Вам навстречу и начнет склеивать непросохшее и неотлежавшееся издание, лучше оно от этого не станет. Просто правильно определите сроки.
http://art-drive.com/index.php/diduknow/38-nemnogo-o-tsifrakh-vybiraem-tsvetnost