Данная статья посвящена вопросу участия в тендерах, довольно популярных в наше время.
Хочется сразу оговориться, что это чисто наше субъективное мнение, которое, вполне возможно, не совпадает с мнением заказчиков полиграфической продукции и других типографий, участвующих в тендерах.
Отношение заказчиков полиграфической продукции к тендерам, в большинстве случаев, является положительным, особенно сейчас, в условиях затяжного экономического кризиса. Заказчики считают, что при этом сэкономят значительные средства, часто не задумываясь о том, что помимо цены изделия, есть и другие очень важные факторы, такие как качество, оперативность, надежность типографии – исполнителя Вашего заказа.
Типография идет на участие в тендере не от хорошей жизни: ведь то, что выигрывает заказчик, недополучает типография – исполнитель заказа. Типографии борются за выживание в тяжелых условиях кризиса, и они, безусловно, заинтересованы в более интересных заказах, однако вынуждены участвовать в тендерах, чтобы хотя бы избежать простоя. Однако данный способ выбора типографии, не способствует налаживанию долгосрочных отношений между заказчиком и типографией, не говоря уже о том, что типография не особенно стремится к качественному исполнению заказа и соблюдению сроков исполнения заказа.
Заказчики полиграфических услуг, участвующие в тендерах несколько раз, довольно часто приходят к выводу о нецелесообразности подобного способа выбора типографии. В особенности, серьезные заказчики, для которых важна не только цена, но и отсутствие риска срыва заказа, а также качественное исполнение печатной продукции. Впрочем, достаточно опытные заказчики, участвуя в тендерах, выбирают не типографию, предлагающую самые низкие цены, а типографию, хорошо себя зарекомендовавшую на рынке печатных услуг, даже если предлагаемые ею цены не являются самыми низкими.
В последнее время становится все более популярной система «закрытых тендеров». В этом случае крупный заказчик отбирает имеющие хорошую репутацию типографии и высылает им предложения на исполнение заказа. Многие заказчики считают, что подобным образом им удается избежать коррупции.
В данной ситуации могут быть разные варианты: порой выбор типографии может оказаться настолько удачным, что заказчики соглашаются сотрудничать с данной типографией на постоянной основе, по более высоким ценам. Иногда же выбор оказывается неудачен, и тогда заказчик возвращается к услугам бывшей типографии, однако отношения с ней могут быть уже испорчены.
Потенциальные заказчики, безусловно, имеют свое мнение на участие в тендерах, во многом зависящее от факторов, которые для них на данный момент являются наиболее важными. В условиях кризиса, в большинстве случаев именно цена определяет выбор типографии – исполнителя заказа. Возможно, в дальнейшем, когда экономическая ситуация улучшится, критерии выбора исполнителя заказа изменятся.
Во всяком случае можно сказать одно: если для Вас все же важно качество, сроки и комфортные отношения с типографией, лучше выбирать типографию другими способами. Тем более, что постоянным заказчикам, типографии предоставляют значительные скидки, а также очень ответственно относятся к качественному и своевременному исполнению их заказов.